Полезная информация о евровагонке. Условия хранения и правила монтажа.

Требованиям к условиям хранения погонажных изделий

В идеале, отделочные пиломатериалы должны храниться в заводской упаковке в сухом помещении подальше от солнечных лучей. Также не должно быть резких перепадов в температурном режиме хранения. Но что делать, когда приходится хранить пиломатериалы на улице? На самом деле, это неопасно, если выполнить несколько рекомендаций.

Во-первых, нельзя хранить пиломатериалы на земле. Положите несколько брусов и укладывайте штабель на них. Важно чтобы количество брусов было достаточным для того, чтобы доски не провисали.
Во-вторых, кладите прокладки между слоями упаковок в штабеле, это предотвратит появленние конденсата внутри штабеля.
В-третьих, важно минимизировать попадание влаги, особенно осадков, на пиломатериал. Для этого накройте штабель непромокаемой тканью, брезентом или парниковой плёнкой.
И, конечно, нужно понимать, что эти меры являются временными.

Правила и способы монтажа евровагонки

Производить монтаж евровагонки следует в теплое время года, или же в хорошо отапливаемом помещении. В процессе монтажа следует крепить евровагонку к поперечным брускам толщиной от 15 до 30 мм, которые должны быть закреплены на поверхности стены или потолка. Такое крепление создает вентиляционный зазор между обратной стороной евровагонки и поверхностью стены или потолка. В том случае, когда бруски крепятся на потолке, следует оставлять между ними расстояние от 50 см, на стене — до 80 см. Крепить евровагонку к брускам можно двумя способами:

  • при помощи кляймеров — скобок из оцинкованной стали;
  • при помощи гвоздей, специально предназначенных для вагонки. Они вбиваются под наклоном около 45 градусов в заднюю стенку бокового паза.

В конце монтажа евровагонки можно порекомендовать обработать ее составом, защищающим от вредителей и гниения.

О делении евровагонки на классы «А», «В» и «С».

Евровагонка делится на классы в зависимости от сорта ее качества: класс «А» — 1 сорт, класс «B» — 2 сорт, класс «С» — 3 сорт. Следует отметить, что все три эти класса проходят один технологический цикл — для их изготовления применяется одна и та же партия древесины, заготовки сушатся до одинакового значения влажности в одной и той же сушильной камере, окончательная обработка происходит на одном станке. На классы (сорта) изделия разделаются уже на этапе сортировки готовой продукции. Критериями сортировки служит наличие дефектов древесины и дефекты, которые появились при производстве. Существуют нормы сортировки, которые и являются основанием для отнесения готового изделия к тому или иному классу.

В настоящее время в России нет единых норм для сортировки всех изделий и для всех производителей. Для евровагонки из хвойных пород древесины более всего распространены такие стандарты, как ГОСТ 8242-88 и немецкий DIN 68-126. Однако эти стандарты являются морально устаревшими, включая недостаточно жесткие требования по сортировке продукции, и поэтому впрямую эти стандарты производителями применяются крайне редко. Так, согласно стандарту DIN 68-126, для продукции класса «А» допускается наличие выпадающих сучков диаметром не более 5 мм, а для класса «В» — синевы. Продукция такого уровня вряд ли будет соответствовать требованиям современного потребителя. Как правило, производители берут за основу какой-либо из стандартов и вносят в него изменения, или же разрабатывают собственные нормы качества.

Для потребителя важно знать, что в большинстве случаев нормы и стандарты предусматривают некоторое количество пересортицы. В том случае, когда у Вас нет возможности или желания вникать во все тонкости норм сортировки, то можно воспользоваться следующей классификацией евровагонки:

  • сорт «ЭКСТРА» — абсолютное отсутствие сучков и дефектов древесины;
  • сорт «А» — возможно наличие только живых сросшихся сучков;
  • сорт «В» — могут встречаться неживые и темные сучки, небольшие сколы, которые перекроются при сборке;
  • сорт «С» — допускаются несросшиеся, выпадающие сучки и дефекты.

Способы использования евровагонки классов «В» и «С»

Евровагонка сортов «В» и «С» особо привлекательна по цене. Евровагонка этого класса характеризуется высоким качеством поверхности и точными геометрическими размерами, обеспечивающими качественный и простой монтаж, при этом стоит значительно дешевле высокосортной вагонки. Недостатки этой евровагонки — наличие больших черных сучков и сколы по краям, редко — выпадающие сучки. Эти недостатки достаточно серьезные, но и их можно преодолеть.

Если говорить про отверстия от выпавших сучков, то после того, как евровагонка закреплена на поверхности, их заливают монтажной пеной, излишки которой следует аккуратно срезать. Получившиеся «заплатки» можно оставить, так как есть, так как они по цвету совпадают с цветом евровагонки. Или же их можно обжечь паяльной лампой, придавая «заплаткам» сходство с черными сучками.

В том случае, когда Вы хотите чтобы черные сучки не бросались в глаза, их можно спрятать среди темных пятен искусственного происхождения. Это достигается с помощью той же паяльной лампы — на поверхности евровагонки в художественном беспорядке выживается пятна. После этого обшитую евровагонкой поверхность лучше всего покрыть лаком.

Таким образом, за сравнительно не большие деньги Вы сможете получить обшитую натуральным высококачественным материалом поверхность без ярко выраженных дефектов и обладающую оригинальностью.

Еще один вариант заключается в том, чтобы после того, как будут заделаны монтажной пеной все отверстия, евровагонку покрыть Пинотексом или схожим составом темного тона, что поможет скрыть все дефекты древесины.

Какова оптимальная влажность евровагонки?

Оптимальную влажность евровагонки с одной стороны определяют технологические особенности процесса изготовления изделия, и те потребительские свойства, которыми вагонке следует обладать.

В процессе производства евровагонки заготовка должна обладать влажностью от 12 % до 20 %. Когда влажность меньше 12 % в древесине из-за разницы коэффициентов усушки основного древесного полотна и сучков появляется большое количество выпавших сучков. Если влажность будет превышать 20 %, произойдет ухудшение качества строжки поверхности, что может привести к риску, что вагонка «зацветет» — появится синева. Следует учитывать, что в процессе сушки в одной партии может наблюдаться разница влажностей в пределах от 2 до 3 %, поэтому на выходе из сушилки заготовки должны обладать влажностью 12-18 %. В процессе строжки влажность уменьшается еще на 2 %. Таким образом, готовое изделие должно обладать влажностью от 12 до 16 %.

Для потребителя влажность евровагонки в таких пределах должна устроить. Так, если влажность более 12 % вагонка не станет поглощать влагу из воздуха, поэтому вагонка не будет разбухать и не возникнет «выпирание» уже прибитой вагонки. При этом если влажность вагонки не превышает 16 %, не возникнет усушка как следствие испарения избыточной влаги, а это позволит избежать возникновения щелей.

Именно поэтому оптимальная влажность евровагонки, как и европола, 12-16%.

 


Автор: Игорь Сысоев / интернет-магазин «Помор Лес»