Расчет вагонки, или «сколько вешать в граммах»?

Вопрос о том, как рассчитать количество вагонки, необходимой для внешней или внутренней обшивки дома, на первый взгляд, может показаться глупым — таблицу умножения, худо-бедно, в школе усвоили все, а кроме неё для подобного расчета, вроде бы, ничего и не надо. То есть, умножили длину стены на ширину — получили «площадь покрытия вагонкой». Умножили длину доски вагонки на её ширину — получили площадь одной доски. Разделили первое на второе — получили количество досок вагонки в штуках. Всё просто! Казалось бы...

Однако, при более подробном рассмотрении вопроса, как всегда, обнаруживается, что первоначальный расчет являлся слишком поверхностным и не учитывал множество «досадных» деталей. К примеру, того, что некоторые стены имеют дверные и оконные проемы. Или того, что при монтаже вагонки шип каждой доски укладывается в паз соседней и, таким образом, доска «становится уже» на несколько миллиметров. Или того, что у многих продавцов за единицу измерения принят кубический, а не квадратный метр материала (сразу вспоминается популярная ещё недавно реклама — «сколько вешать в граммах?»).

Итак, переводим площадь вагонки в объем. Для этого необходимо знать толщину досок. Для материала с длиной доски 6 метров, шириной 95 мм и толщиной 20мм объем каждой доски будет: 6 м x 0,095 м x 0,02 м = 0,0114 куб.м. Теперь вспомним про площадь стен, которые мы так старательно высчитывали вначале, и вычтем из этой общей площади площадь оконных и дверных проемов, а затем то, что получилось, разделим на 0,57 (площадь одной доски) — и получим количество досок вагонки, необходимое для обшивки.

Теперь, казалось бы, достаточно умножить получившееся число на объем каждой доски — и получить искомый общий объем вагонки. Не тут-то было! Самое время снова вспомнить о «досадных деталях», а именно: что при монтаже иногда необходимо оставлять зазоры между досками; что мы рассчитали объем, исходя из одинаковой длины всех досок, а значит, неизбежны обрезки; что наверняка в ходе монтажа будет брак, «усушка-утруска» и прочие потери; наконец, вспомнить о тех самых восьми миллиметрах — ширине шипа — и, вспомнив обо всем этом, смело увеличить полученный объем вагонки на 10–15%. Вот теперь — всё!

Впрочем, особые педанты могут сделать расчет ещё сложнее и ещё точнее. Для этого надо «оптимизировать» длину досок вагонки, то есть, учесть, где действительно будут нужны доски шестиметровой длины, а где можно обойтись и более короткми. И затем аналогичным образом посчитать объем уже дифференцированно для досок каждой длины. Это — реальный путь к экономии расходов, ведь чем короче вагонка, тем она дешевле!